?>

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ЧЕРЕПНИН

Июл 31, 2013

(1873-1945)

 


      Родился в 1873 г. в Петербурге.
В 1895 г. закончил юридический факультет Петербургского университета. В 1898 г. окончил Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции у Н. Римского-Корсакова.
Как композитора Черепнина отличали безупречное чувство вкуса, мастерство отделки, свобода владения фактурой и формой.
Черепнин дружил с А. Глазуновым и А. Лядовым, участвовал в «Вечерах современной музыки», а в конце 90-х годов сблизился с семьей Альберта Бенуа и женился на дочери известного художника. Таким образом он вошел в круг художественных устремлений и умонастроений деятелей объединения «Мир искусства», что определило в целом и весь творческий путь композитора, и направленность его интересов.
Эклектичность — черта, характерная для стиля Черепнина. Но она не расценивалась самим художником как элемент, принижающий художественные достоинства произведения. Ведь и сам русский модерн явился эклектикой «высшего порядка». Стиль и манера музыкального письма Черепнина сочетали влияние Римского-Корсакова, отчасти Чайковского, с чертами «мирискуснического» модерна. Он был превосходным колористом, его оркестровое письмо отличается яркой живописностью и богатством красок, утонченной звукописью.
Александр Бенуа, мечтавший модернизировать балет, привлек Черепнина в качестве композитора и соавтора к разработке художественного проекта балета «Павильон Армиды» по повести Т. Готье «Омфала». Музыка к либретто, созданному Бенуа, была написана в 1903 г. Впервые же балет был поставлен на сцене Мариинского театра в конце 1907-го. Хореографом стал в будущем прославленный реформатор балетного театра М. Фокин. Армиду танцевала Анна Павлова.
Композиторское дарование Черепнина в этом балете проявилось наиболее полно. Музыку «Павильона Армиды» отличают высокая техника композиции, изысканность и изящество оркестрового письма, единство художественного замысла — все то, что Черепнин перенял в годы учебы у своих великих предшественников, в первую очередь у Римского-Корсакова. От фантазийного, сказочно-эпического мира произведений своего учителя Черепнин легко шагнул в образную сферу «мирискусников» — в реальность мечты, поэтики символа и стилизации прошлого. Готическая феерия Черепнина (балет представляет собой «сцены рыцарских времен»: молодой виконт, попадая на ночлег в некий замок, переживает чудесное видение — перед ним оживает старинный гобелен, с которого сходит к нему волшебница Армида) имела громадный успех.
Именно «Павильон Армиды» был выбран для открытия Русских сезонов в Париже в 1909 г. Исторически Черепнину выпала честь быть среди тех, кто открыл для Европы и мира русское искусство. В течение пяти лет он в качестве одного из дирижеров Русских сезонов выступал во многих европейских столицах.
Роль Черепнина-дирижера в русском искусстве необыкновенно важна. Он первый исполнитель ряда эпохальных сочинений, в частности «Золотого петушка» Римского-Корсакова. В Петербургской консерватории Н. Черепнин создал первый в России специальный дирижерский класс, в котором воспитал таких мастеров, как Прокофьев, Шапорин, Малько, Гаук, Дранишников. С 1902 г. он в качестве дирижера принимал участие в Русских симфонических концертах, концертах Русского музыкального общества. В 1906-1909 гг. он дирижер Мариинского театра, затем — Русского балета.
После революции, с 1918 по 1921 г., Черепнин работал в оперном театре Тбилиси. Тогда же он принял решение уехать из России. Начался заграничный период его жизни и творчества. С 1921 г. композитор живет во Франции, последующие двенадцать лет активно концертирует во многих странах в качестве дирижера. Заслугой Черепнина является основание в 1925 г. в Париже Русской консерватории, где он был директором.
Умер 27 июня 1945 г. в Исси-ле-Мулино, недалеко от Парижа.
Основными сочинениями композитора, помимо «Павильона Армиды» являются музыка к балету «Нарцисс и Эхо» (1911), «Маска красной смерти» (1914), симфоническая поэма «Марья Моревна» (1909), прелюдия к пьесе Э. Ростана «Принцесса Греза» (1897), опера «Ванька-ключник» (по Федору Сологубу, 1932), духовная кантата «Хождение Богородицы по мукам». (1937).

Тэги

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.