?>

ДОМ ИНТЕРМЕДИЙ

Июл 31, 2013

В сентябрьском (десятом) номере «Аполлона» за 1910 год С. Ауслендер, ведущий постоянную рубрику «Петербургские театры», объявил о предстоящем в октябре открытии нового театра «Интермедия» в здании бывшего театра «Сказка» на Галерной улице. Его репертуар должен был состоять из «старинных и новых фарсов, комедий, пантомим, опереток, водевилей, небольших драм и отдельных номеров». Официально театром руководило «Товарищество актеров, художников, писателей и музыкантов», но на самом деле во главе театра, официально называвшегося «Дом интермедий», стояли три человека. Директором был В. Мейерхольд. Художественная часть была отдана Н. Сапунову. Литературной и музыкальной стороной занимался М. Кузмин. Согласно сохранившимся афишам, театр ежедневно давал два представления. Первое шло с девяти до половины двенадцатого, а следом за ним, с полуночи до двух часов ночи, следовал «дивертисмент». Неудивительно, что при таком распорядке работы и талантливости руководителей театра, «Дом интермедий» вскоре стал любимым местом развлечения для столичной литературно-художественной богемы.
Официально театр открылся 12 октября 1910 года. Центром программы была мейерхольдовская «переделка» пантомимы А. Шницлера «Покрывало Пьеретты», названная Мейерхольдом «Шарф Коломбины». Кузмин придумал для Мейерхольда псевдоним «Доктор Дапертутто» (пользоваться псевдонимом для работы в «Доме интермедий» посоветовал Мейерхольду директор Императорских театров В.А. Теляковский, чтобы избежать конфликта между двумя различными его ипостасями: режиссера Императорских театров и руководителя богемного экспериментального театра). Постановка «Шарфа Коломбины» придавала всему предприятию дух гофмановской гротесковости, фантастики и ирреальности. Сама публика сидела за столиками, а не в театральных креслах. Это решение было принято как для того, чтобы создать неформальную обстановку, так и для облегчения подачи еды. Рампы не было, и широкая лестница соединяла небольшую сцену с залом.
Первая программа открывалась прологом «Исправленный чудак», специально для этого случая написанной Кузминым. Он был предназначен для того, чтобы ввести публику в дух шницлеровской пантомимы и основывался на гофмановской истории доктора Коппелиуса: «куклы» оживали, и персонажи выходили из зала, чтобы участвовать в пантомиме.
Завершался вечер «элегантной пасторалью» Кузмина «Голландка Лиза», написанной по мотивам средневековой французской пьесы с музыкой самого Кузмина, и «пьескойгротеском» П. Потемкина и К. Гибшмана «Блек энд уайт». Вся эта программа прошла двадцать пять раз до закрытия театра для подготовки следующей: это считалось значительным успехом.
Вторая программа, также поставленная Мейерхольдом, впервые была показана 3 декабря 1910 года. В нее входила комическая опера И. Крылова «Бешеная семья», написанная в 1793 году (оформление Сапунова, музыка Кузмина). Центральное место занимала комедия Е. Зноско-Боровского «Обращенный принц» в оформлении С. Судейкина; Кузмин написал к ней музыку и слова нескольких песен. Завершали программу «концертные номера», исполняемые К. Гибшманом, Н. Петровым (более известным тогдашней публике под именем «Коля Петер») и Б. Казарозой. Последняя с «громадным успехом» пела «детские песенки» Кузмина.
Вторая программа «Дома интермедий» также имела успех, но оказалась последней.
Осенью 1911 года театр поехал на гастроли в Москву, где показал сборную программу, хорошо принятую критиками, но не имевшую финансового успеха. В результате, по возвращении в Петербург, театр закрылся.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.