ФУТУРИЗМ
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных движений авангарда 1910-х-начала 1920-х гг. в некоторых европейских странах (прежде всего в Италии и России), близких в отдельных декларациях и избираемых темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.
Начало футуризму положил опубликованный в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г. «Манифест футуризма» итальянского поэта Ф.Т. Маринетти. Национализм и шовинизм, бунтарско-анархический характер, экзальтированно-эпатажный тон манифеста в сочетании с апологией часто поверхностно понятых новейших научно-технических достижений и полным отрицанием всех духовно-культурных ценностей прошлого, привели к тому, что на призыв Маринетти своим творчеством откликнулась группа молодых художников из Милана, а затем и других городов Италии. 11 февраля 1910 г. появляется «Манифест художников-футуристов», а 11 апреля того же года — «Технический манифест футуристической живописи», подписанные У. Боччони, Дж. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Северини.
Особое воздействие на умы футуристов оказали также некоторые идеи Ф. Ницше, интуитивизм А. Бергсона, бунтарские лозунги анархистов.
Футуризм отрицал традиционную культуру (особенно ее нравственные и художественные ценности), культивировал урбанизм (эстетику машинной индустрии), в поэзии разрушал естественный язык. Футуристы с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. Собственно и сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом этой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении, некоторые из них примкнули к фашистской партии Муссолини, увлеченные его идеями насильственного переустройства мира.
В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, у которого заимствовал цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял многие элементы формы и приемы организации художественного пространства. Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения.
Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 г. и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, куда выставка не доехала. Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе, и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 г. Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.
Отправной точкой футуризма в России стала революция в области языка.
В русской литературе существовало несколько футуристических группировок. Наиболее важной из них и близкой к собственно футуризму было объединение кубофутуристов «Гилея», члены которого именовали себя «будущниками» или «будетлянами».
Близки к кубофутуристам «Гилеи» были и другие литературно-художественные объединения (зачастую в разные объединения входили одни и те же члены) — «Союз молодежи», «Ослиный хвост», «Центрифуга».
Особняком стояла группа «эгофутуристов», созданная И. Северяниным в 1911 г.
После Октябрьской революции отдельных принципов футуризма придерживались представители ОПОЯЗа и формальной школы.