Любовная лирика Есенина

Быстро, как вспыхивает и гаснет искра, пронеслась жизнь великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Всего за тридцать лет этот человек сумел внести неоценимый вклад в русскую литературу, обогатил и разнообразил ее глубокой, чувственной лирикой. Прожив большую часть жизни в сельской местности, Сергей Есенин как нельзя лучше понимает широту русской души и передает народные ритмы каждой строчкой своих произведений. В его творчестве ощущается единение с природой, кажется, что вот-вот услышишь пение девушек, идущих с полевых работ, и почувствуешь запах костров.

Но не только природа вдохновляла поэта на новые шедевры. В его творчестве большое место занимает и любовная лирика Есенина. В разговоре с Анатолием Мариенгофом поэт с грустью признался, что до двадцати восьми лет у него не было ни одного стихотворения, которое можно было бы отнести к любовной лирике: «А у меня стихов про любовь нету. Все про кобыл да про телят. А про любовь — хоть шаром покати». Как выяснилось из разговора, Сергею Есенину не хватало настоящей любви, которая могла бы его подтолкнуть на написание любовной лирики.

В раннем творчестве Есенина встречаются стихи о любви, которые, как правило, включены в общую картину сельской жизни. В них присутствует любовный сюжет, но они скорее передают обобщенные чувства: юношескую пылкость, смятение, порывы страсти и взволнованность. Это хорошо заметно в следующих строчках: «Мне хотелось в мерцании пенистых струй с алых губ твоих с болью сорвать поцелуй».

В эти года Есениным было написано еще несколько лирических стихотворений, посвященных Анне Сардановской — сестре друга детства поэта. К ним можно отнести следующие произведения: «Выткался на озере алый свет зари…», «Сыплет черемуха снегом…», «Зачем зовешь.» В каждой строчке, написанной поэтом, ощущается ликование и радость, весенний дурман: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, хмельному от радости пересуду нет». Немного позже в любовной лирике Сергея Есенина появляются образы, которые соединяют в себе любовь и природу. Так, в стихотворении «Зеленая прическа» хрупкая девушка предстает в образе тонкой березки, расчесывающей свои косы-ветви лунным гребешком. Она раскрывает тайну о пастухе, который приходит к ней звездной ночью. Это первое чувство юной девушки, нежное и наивное.

После этого в жизни Есенина происходят тяжелые перемены. Он много пьет, мечется между старой и новой политической властью, чувствует свою ненужность. Ему кажется, что он больше не способен на светлое чувство, любовь для него становится западней, тяжким бременем: «Я не знал, что любовь — зараза, я не знал, что любовь — чума» («Пой же, пой. На проклятой гитаре…»). Поэт находится в таком отчаянии, что даже думает о том, чтобы «себя сгубить в угаре пьяном». Он пишет стихи, в которых звучат оскорбительные, циничные строки по отношению ко всем женщинам. Казалось, на этом и закончатся талантливые произведения Сергея Есенина. Однако, он все же собирается с последними силами и признает свои ошибки.

Свое утешение и спасение Есенин находит в новой любви — Августе Миклашевской, артистке театра. Чувства к этой женщине становятся исцелением для его израненной души. Они возвышают и вдохновляют его, заставляют поверить в идеальное чувство. Под влиянием бури светлых эмоций Есенин посвящает ей цикл стихотворений «Любовь хулигана». В них он оглядывается на свою прежнюю жизнь, отрекается от пьянок и других женщин: «Разонравилось пить и плясать и терять свою жизнь без оглядки». Свой дальнейший смысл жизни поэт видит в своей возлюбленной: «Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут…» Он старается доказать свою любовь, показать, «как умеет любить хулиган».

Следующий этап своей жизни поэт описывает в цикле «Персидские мотивы», написанном в 1925 году под впечатлением от поездки в Батуми. Для стихотворений этого периода характерна высокая одухотворенность, трепет и неприемлемость к унижению женщин на Востоке. Есенин пишет от лица мужчины — Петра Ивановича Чагина, хорошего друга поэта. В стихотворениях лирический герой влюблен в женщину-персиянку Шаганэ, он дарит ей свою нежную и трепетную любовь. «Персидские мотивы» хорошо отражают тягу Есенина к восточной лирике, в них проявляется его воображение и фантазия. Но не только любовная лирика Есенина присутствует в этих стихотворениях. В них также показана тоска по родине, любовь к родным местам. Сам поэт считал «Персидские мотивы» своим лучшим творением.

В последнем этапе творчества Сергея Есенина стихотворения полны презрения к неискренним отношениям, он осуждает пустых, лживых и легкомысленных женщин. Поэт мечтает о чистой любви, которая способна успокоить душу и сердце.

Широка и объемна тема любви в творчестве Сергея Есенина. Да и биография Есенина — «Последнего поэта деревни» ознаменована длительным этапом понимания отношений, начиная от юношеских порывов и заканчивая зрелыми чувствами. Среди его произведений есть светлые, возвышенные стихи, но есть и такие, которые в состоянии написать лишь человек, находящийся в глубоком отчаянии. Читая его стихотворения, мы можем понять лишь небольшую часть жизни поэта, но даже этого хватит для того, чтобы извлечь для себя нужные уроки, утешиться в трудные минуты. Ведь никто другой не сможет так хорошо передать чувства, как человек, слившийся с поэзией душой.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ', 1 => '. ', 2 => '. ', 3 => '. ', 4 => '. ', 5 => '. ', 6 => '. ', 7 => '. ', 8 => '. ', 9 => '. ', 10 => '. ', 11 => '. ', 12 => '. ', 13 => '. ', 14 => '. ', 15 => '. ', 16 => '. ', 17 => '. ', 18 => '. ', 19 => '. ', 20 => '. ', 21 => '. ', 22 => '. ', 23 => '. ', 24 => '. ', 25 => '. ', 26 => '. ', 27 => '. ', 28 => '. ', 29 => '. ', ), ) memory start/end/dif 15228000/15509360/281368 get_num_queries start/end/dif 5/10/5 sapecontext worked beforecontent and aftercontent is empty iSapeDebugLogEnd --->