Муни (Самуил Киссин) МЕСТЬ НЕГРА

 

Трагедия в 5 актах с прологом
Лица:

О б у р е в а е м ы й     н е г р.
А д в о к а т ы.
А д в о к а т с к и е    ж е н ы.
П о р т н и х а.
М а с т е р и ц ы.
Д е в о ч к и.
М а н е к е н ы.
К у к л а.
П о э т.
П а с с а ж и р ы    т р а м в а я.
В а г о н о в о ж а т ы й.
М а ш и н и с т    в    т е а т р е.

ПРОЛОГ
Набережная Невы. Мостик через Зимнюю Канавку. Вдали Петропавловская крепость, направо — Троицкий мост. Весна. Предвечернее время. Ясно. Набережная пуста. На мостике появляется   Н  е  г  р.   Он в белой крахмальной рубашке, в красных помочах; серые клетчатые брюки, желтые туфли. У живота — громадный барабан.

Н  е  г  р. Я обуреваем. (Громко барабанит.) Так больше продолжаться не может. (Барабанит.) Так больше продолжаться не должно! (Барабанит.) Я отомщу.(Барабанит.) Я обуреваем! (Барабаня, уходит.)

Занавес
ДЕЙСТВИЕ 1
Отдельный кабинет в ресторане. Механическое пианино у одной стены, в другой — окно. Посредине стол. На нем кофе, бутылки с вином, фрукты. А д в о к а т ы    и  а д в о к а т с к и е    ж е н ы. Они в сюртуках и во фраках со значками. Оне — в шикарных весенних платьях. Возле толстых адвокатов — тонкие дамы и наоборот. Всех человек 10-12. Движения плавные.

1 — й    а д в о к а т. У мадам Пумпштейн наемные лошади, а она их выдает за собственных.
2  —  й. Видали мы. Клячи какие-то!
Т о л с т а я    д а м а (басом). Но чего вы хотите? У ее мужа не так уж хороши дела, да и нелегко жить на два семейства.
3  —  й. Что говорить, все мы живем не по средствам.
Х у д а я    д а м а. Мужья всегда рады свалить все расходы на жен.
Х у д о й    а д в о к а т. Ну, конечно, женщины всегда правы.
5  —  й. Да вот вчера одна на меня накинулась. Из чего бы вы думали? Третья дума, видите ли, реакционна, третья дума на помочах у правительства, третья дума то, се, пятое, десятое… Я ей говорю: да успокойтесь, и на помочах, а больше сделает, чем две сделали. Так что вы думаете? Ругается барыня, от октябриста, говорит, слышу. Сударыня, говорю, я имею честь состоять в центральном комитете партии народной свободы, это вам известно, и именно поэтому имею мужество заявить, что думское большинство…
Т о л с т а я    д а м а (соседке). Софья Михайловна в третий раз сбежала от мужа, и с кем, вы думаете?..
5 — й    а д в о к а т (продолжает). …думское большинство способно к производительной, хотя и не быстрой работе уже в силу самой своей сплоченности, ну и так далее. Так она мне чуть глаза не выцарапала…
Т о н к а я    д а м а (второй толстой). А где вы думаете про-вести лето?
2 — я    т о л с т а я    д а м а. Муж едет в Киссинген, а я остаюсь в Сестрорецке. С детьми тащиться трудно, а одной ехать…
Т о н к а я. Вот чудесно. Я сама собираюсь в Киссинген. Зато мой супруг будет вас развлекать в Сестрорецке.
Т о л с т а я (мужу). Смотри, Лев, не заведи с Инной Федоровной романа.
Т о н к а я. Зато мой Анатолий останется в вашем распоряжении.
Т о л с т ы й    А н а т о л и й (толстой даме). Уважаемая, ручку! В залог будущих благ!
5 — й    а д в о к а т. Ура! Да здравствует Третья дума! (Встает с бокалом в руке.) Требуем исполнения кэк-вока.
2  —  й. Розалия Романовна, пожалуйте!

 

Р о з а л и я    Р о м а н о в н а, с тонкой талией и преувеличенно широкими бедрами, поломавшись, соглашается.

 

3 — й    а д в о к а т (кричит в дверь). Поставьте кэк-вок!

Пианино играет кэк-вок. Р о з а л и я    Р о м а н о в н а   танцует и поет:

 

Мне мамаша вас-прэтила
Тан-цевать кэк-уок,
Тан-цевать кэк-уок…
и т. д.

 

Гром аплодисментов.

 

О ч е н ь    т о л с т ы й. Механическое пианино мне напоминает игру духов на спиритическом сеансе. Помнишь, Мэри…
2  —  й. А вы, коллега, все еще спиритичествуете? Не надоело?
О ч е н ь    т  о  л  с  т  ы  й. О, да! Я чрезвычайно увлекаюсь спиритизмом.
3  —  й (худой). А вот знаете вы книгу Морозова «Откровение в грозе и буре»? Глубоко научная книга. Все апокалиптические пророчества объясняются астрономическими явлениями, происшедшими в определенный день и час на острове Патмосе.
Т о л с т а я    д а м а (худой). Анна Львовна в четвертый раз вернулась к мужу и опять в таком положении.
3  —  й. И все проверено Пулковской обсерваторией. Нет, уж я теперь ни-ни-ни. Здоровье Николая Морозова, господа! Ура!
5  —  й. Ура! Кэк-вок!
О ч е н ь    т о л с т ы й. Вам, батенька, все бы кэк-вок. Домой пора.
2  —  й. Потребуем счет.
В  с  е. Потребуем счет.

Звонят. Приходит лакей.

 

В  с  е. Счет.

Шум. Дамы надевают шляпы. Приносят счет. Расплачиваются и уходят попарно: толстый с тонкой, тонкий с толстой. Лакеи провожают. Сцена некоторое время пуста. Затем из окна высовывается Н е г р  в том же костюме. Он грозит кулаком.

 

Н  е  г  р. Я вам отомщу. (Скрывается)

Занавес.
ДЕЙСТВИЕ 2
Магазин дамских платьев и шляп. На задней стене большое окно и рядом стеклянная дверь на улицу. На окне К у к л а  с черными буклями, в шляпе. Другие М а н е к е н ы,  с головами и без голов, одетые и голые, в магазине. Большое зеркало у одной стены, в другой — дверь в мастерскую. Стол с модными журналами. Конторка. Во время действия по сцене проходят    М а с т е р и ц ы    и    Д е в о ч к и.    Одна Девочка наказана: она в белом колпаке. За окном    П о э т    кокетничает с    К у к л о й.    М а н е к е н ы,    когда никто на них не смотрит, показывают языки, чешут носы, отгоняют мух. Им скучно. Движения всех действующих лиц быстрые, но плавные. Магазин скоро закроют, но на улице еще светло. С улицы входит    Д е в о ч к а    с картонкой.

Д е в о ч к а. Вот, барыня, деньги: сорок рублей, а двадцать пять завтра обещались сами завезти. Туда-то я с парадного пришла, а назад меня провели черным ходом. Чудно! Там швейцар с галуном, а по черному ходу вся лестница помоями залита, кошки…
М а с т е р и ц а. Это у Бурятиной? У ней всё так. Намедни шляпку за шестьдесят пять рублей отхватила, а стала я ей лиловый лиф примерять, — подмышников нету, вся рубашка потная.
Х о з я й к а. Вы, Софья Ивановна, заметили? — у нее правый бок на полтора сантиметра шире левого.
М а с т е р и ц а. Я знаю. Придется юбку с левой стороны подложить.

Из мастерской слышно пение. Голосов пять поют:

 

Любила меня мать, уважала,
Что я ненаглядная дочь,
А я от нее убежала
В холодную темную ночь.
Десяток коробочек спичек
В горячей воде разведу.
Потом я в спальне эапруся,
Приму я отраву свою…
Отрава моя недорогая,
Она стоит всего лишь пятак,
А жизнь-то моя молодая, —
Ее отдам ни за так…

 

Во время пения наказанная девочка приходит посмотреть на часы.

 

Х о з я й к а. Что же Лоскутина не идет? Через полчаса закроемся. (Прибирает журналы на столе.)
М а с т е р и ц а    (хозяйке). Марья Матвеевна, на какие это она деньги так шьет? Живет она с кем, что ли?
Х о з я й к а. А Барабанов-то?
М а с т е р и ц а. Он что же, служит где или так?
Х о з я й к а. Кавалергард.
М а с т е р и ц а. А!

Входит    З а к а з ч и ц а.

 

З а к а з ч и ц а. Здравствуйте, мадам Пфлинте. Готов мне лиф?
Х о з я й к а. Как же, только вас и ждем, пора запирать.
З а к а з ч и ц а. Простите, Бога ради, что задержала. У меня одна дама с визитом, еле ушла.

Задергивают занавеску со стороны улицы.    З а к а з ч и ц а    примеряет лиф и юбку.    М а с т е р и ц а    ползает на четвереньках, с булавками во рту.    Д е в о ч к и    бегают взад и вперед. Слышны замечания.

      — Вы и юбку примерите?
— Да, пожалуйста.
— Здесь надо будет заколоть.
— А на спине не морщит?
— Вы какими духами душитесь? — и т. д.

З а к а з ч и ц а одевается и уходит. Проходят    М а с т е р и ц ы.    Они кланяются хозяйке.    Х о з я й к а    что-то записывает у конторки. Две    М а с т е р и ц ы. Слышны слова: «Так она себе выкидыш сделала».     Х о з я й к а    запирает магазин и уходит в мастерскую. Сцена пуста.    М а н е к е н ы    потягиваются.    П о э т    перестал шататься перед окнами. Тогда    К у к л а    на окне быстро поворачивается на подставке, так что виден только метнувшийся локон.    М а н е к е н ы    опять застывают. Тогда в окне показывается    Н е г р,    грозит кулаком.

 

Н е г р . Я вам отомщу! (Скрывается)

.

Занавес
ДЕЙСТВИЕ 3
Вагон трамвая в поперечном разрезе. Вечер, электричество. Все время гуденье трамвая. Звонки. Электричество то меркнет, то горит ярче. Едут давно и далеко. Никто не выходит и не входит. Пассажиры в большинстве студенты и курсистки. Дремлют, плавно покачиваясь. Видна стеклянная передняя площадка вагона.    В а г о н о в о ж а т ы й    порой оглядывается. Тогда его голова — голова не то циклопа, не то водолаза — ярко освещает вагон. Его единственный глаз пылает. В один из поворотов    В а г о н о в о ж а т о г о    за его спиной показывается    Н е г р.    Он потрясает кулаком и кричит:

      — Я вам отомщу!

Слышен хряск, некоторые вскидывают головы, но потом дремлют и качаются вновь. За сценой шум.
Занавес
ВМЕСТО ОСТАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Занавес долго не поднимается. После поднятия его сцена представляет просторный зал, розовый с серебром. Входы арками с трех сторон. Мебель шелковая, также розовая с серебром. Никого нет. Затем входит    М а ш и н и с т.    Он в синей рубахе и жилете. По жилету серебряная цепь. Прихрамывает на левую ногу.

М а ш и н и с т. Вот, господа, дело какое вышло. В нашем театре машины очень хорошо устроены. Пустили нынче трамвай настоящий. Негр не поберегся, его и раздавило насмерть. (Неожиданно в патетическом тоне.) И вы никогда не узнаете мести негра! (Прежним тоном.) Так что, если кто недоволен, может за два недосмотренных действия получить в кассе две пятых стоимости билета, за вычетом, разумеется, благотворительного сбора.

Занавес.

1908

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ', 1 => '. ', 2 => '. ', 3 => '. ', 4 => '. ', 5 => '. ', 6 => '. ', 7 => '. ', 8 => '. ', 9 => '. ', 10 => '. ', 11 => '. ', 12 => '. ', 13 => '. ', 14 => '. ', 15 => '. ', 16 => '. ', 17 => '. ', 18 => '. ', 19 => '. ', 20 => '. ', 21 => '. ', 22 => '. ', 23 => '. ', 24 => '. ', 25 => '. ', 26 => '. ', 27 => '. ', 28 => '. ', 29 => '. ', ), ) memory start/end/dif 18087024/18344416/257400 get_num_queries start/end/dif 7/12/5 sapecontext worked beforecontent and aftercontent is empty sapecontext worked beforecontent and aftercontent is empty iSapeDebugLogEnd --->