СЕВЕРНЫЕ ЦВЕТЫ
Не позже сентября 1900 г. началась подготовка к изданию первого символистского альманаха «Северные цветы» (название заимствовано у альманаха, издававшегося Пушкиным и Дельвигом в 1825-1832 гг.). Первоначально предполагался типичный для конца XIX в. альманах, рассчитанный на массового читателя, что требовало участия широко читаемых авторов. Об этом свидетельствуют попытки привлечения М. Горького, участие в первом альманахе И. Бунина (который также активно помогал собирать материалы для книги), А. Чехова, К. Фофанова. Однако постепенно становилось ясно, что для формирующегося книгоиздательства «Скорпион» и складывающегося символизма существеннее собрать альманах «идейный», то есть преимущественно посвященный произведениям символистов. До известной степени состав альманаха соответствовал общей линии издательства «Скорпион» (с учетом того, что публикация переводов исключалась). В первом альманахе были представлены все крупнейшие авторы, каким-либо образом связанные с символизмом: 3. Гиппиус, Ю. Балтрушайтис, А. Добролюбов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, И. Коневской, В. Брюсов, В. Розанов, М. Лохвицкая; во втором альманахе появились Д. Мережковский и Н. Минский; в третьем — Андрей Белый, А. Блок, М. Волошин, Вяч. Иванов; в четвертом — С. Соловьев и А. Ремизов. Наряду с ними были представлены и писатели второго ряда: Вл. Гиппиус, Г. Бахман, П. Перцов, А. Миропольский, Л. Вилькина, В. Гофман, С. Рафалович, Л. Семенов, Л. Зиновьева-Аннибал, а рядом с ними — и вовсе не оставившие следа в литературе: А. Мирович, В. Корин, Ю. Череда. Попадали в «Северные цветы» и произведения, явно случайных для символизма авторов (Л. Жданов, с которым Брюсов дружил в начале века, A.M. Федоров). Но общая линия альманаха может быть определена как постепенное и все устрожающееся с течением времени движение к подчеркнутому обособлению от любых иных литературных направлений. При этом регулярным отделом в альманахе был отдел публикаций, историко-литературных разысканий и статей о русской классической литературе. В «Северных цветах» печатались стихи Фета, Тютчева, К. Павловой, Полонского, письма Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, Вл. Соловьева, Тургенева. Таким образом выстраивалась линия преемственности между русской классикой и современной литературой, подчеркнутая и тем обращением, которое могли выдерживать произведения современных литераторов. Характерный пример — «Из черновых набросков к роману «Петр и Алексей» Д. Мережковского (третий альманах).
Всего в 1901 -1904 гг. вышло четыре выпуска «Северных цветов», подготовившие почву для издания собственного символистского журнала, которым с 1904 г. стали «Весы». Последний выпуск (1911) уже не имел принципиального значения и был отчасти даже заполнен случайным материалом (стихи и проза знакомца Брюсова, начинающего киевского поэта Д. Навашина). Помимо этого в сборник вошли также стихи, проза и пьесы 3. Гиппиус, Бальмонта, Брюсова, М. Кузмина, Балтрушайтиса, Б. Садовского, Н. Гумилева и Волошина.