СЕВЕРНЫЙ ВЕСТНИК
Первым по времени журналом, широко открывшим свои страницы символистам, был петербургский «Северный вестник». Он был основан в 1885 г. А.М. Евреиновой, которая оставалась у руля журнала до 1889 г. При ней журнал был органом либерального народничества, традиционным как по структуре, так и по кругу авторов (Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко, Г.И. Успенский и др.). В 1889 г. в число авторов журнала попал молодой философ и литературный критик А.Л. Волынский, вскоре вошедший в конфликт с С.Н. Южаковым, одним из постоянных авторов журнала. В 1890 г. Евреинова продала журнал группе пайщиков, во главе которых встали Б.Б. Глинский и Волынский, получивший право распоряжаться паем Л.Я.Гуревич. В начале 1891 г. Гуревич внесла второй пай, что фактически привело к единовластию в журнале Волынского, поскольку сама Гуревич полностью ему доверялась и не претендовала на роль идеолога. Официально редактором до 1895 г. был М.Н. Альбов, а с этого времени и до закрытия журнала за долги в 1899 г. — Гуревич.
Среди авторов журнала и поддерживавших его писателей были Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.Н. Потапенко, А.П. Чехов (до 1892), в последние годы — М. Горький. Из переводной литературы журнал напечатал дневник М. Башкирцевой, пьесы М. Метерлинка, Г. Ибсена, прозу К. Гамсуна, Г. д’Аннунцио и др. Но основу его репутации составили произведения настоящих и будущих символистов. В нем регулярно печатались Н.М. Минский, Д.С. Мережковский (в том числе роман «Отверженный», статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»), З.Н. Гиппиус (помимо стихов, — принципиальные для раннего символизма повести «Мисс Май», «Златоцвет», «Зеркала»), Ф. Сологуб (среди прочего — рассказ «Тени» и роман «Тяжелые сны»), К.Д. Бальмонт.
Роль «Северного вестника» в становлении русского символизма трудно переоценить: впервые настоящий, традиционный толстый журнал открыл свои страницы группе символистов, позволив им опубликовать принципиальные, отчасти даже декларативные произведения, составившие в дальнейшем основу творческого багажа всего русского символизма. Вместе с тем существенно отметить, что «Северный вестник» был подчинен публицистической воле Волынского, не склонного допускать в журнал теоретические статьи символистов, а также произведения радикального крыла направления, — A.M. Добролюбова, Вл. В. Гиппиуса (посещавших журфиксы Волынского и Гуревич) и В.Я. Брюсова. Мало того, Волынский подверг резкой критике «Natura naturans. Natura naturata» Добролюбова, сборники «Русские символисты» и «Chefs d’oeuvre» Брюсова. Проводя резкую границу между истинным символизмом и декадентством, Волынский отказывал большинству произведений, даже печатавшихся в «Северном вестнике», в символическом характере. Это усугублялось личной неуживчивостью Волынского, поссорившегося с Мережковскими (1897) и с Минским (1899), нередко недовольство редакционным вмешательством в тексты выражал Сологуб. К самому концу 1890-х гг. «Северный вестник», оказавшись в тяжелом материальном положении, и растерял большинство авторов, и утратил свое лидирующее положение в «новом искусстве».