ВАСИЛИСК ГНЕДОВ (1890-1978)
Приползу к вам наглокрикий
Мрака бесного жилец,
Маяковисто великий,
Гнедопупистый и дикий,
Я Крученовасиликий
На все руки молодец.
Василиск Гнедов
Василиск (Василий Иванович) Гнедов родился на Дону в семье мещанина и крестьянки. Учился в земской школе, затем в начальном училище в ст. Каменской, с 1906 г. — в средне-техническом училище в Ростове-на-Дону, из последнего класса которого был исключён.
В конце 1912 г. приехал в Петербург, где сошелся с эгофутуристами. В 1913 г. Гнедов — самый активный член «Интуитивной Ассоциации Эго-футуризм». Участвовал в нескольких сборниках эгофутуристов — «Засахаре кры», «Небокопы», «Развороченные черепа» и др. В 1913 г. в издательстве «Петербургский глашатай» вышли две книги стихов — «Гостинец сентиментам» и «Смерть искусству: пятнадцать (15) поэм» (с «пресловием» И. Игнатьева). Вторая книга содержала знаменитую «Поэму конца», ставшую его визитной карточкой. По воспоминаниям современника, исполнение автором с эстрады кабаре «Бродячая собака» «Поэмы конца», состоявшей из одного жеста руки «быстро поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок» в полном молчании, вызвала широкий резонанс в петербургской прессе.
Гнедов стал своеобразным enfant terrible петербургской богемы и по популярности не уступал таким фигурам, как А. Крученых и В. Маяковский.
В 1914 г. совместно с П. Широковым Гнедов выпустил «Книгу Великих», а в сборнике «Грамоты и декларации русских футуристов» появился его трактат «Глас о согласе и злогласе». В это же время наметилось сближение Гнедова с кубофутуристами, однако к кубофутуризму Гнедов так и не примкнул.
Два года Гнедов провел на фронте.
В 1917-1918 гг. возращается к литературе и совместно с другими футуристами (В. Каменским, В. Маяковским) участвует в различных диспутах, печатается в различных футуристических сборниках и газетах. В это же время В. Хлебников включает Гнедова в «Общество Председателей Земного Шара».
В последствии Гнедов отошел от литературы, но стихи писать не перестал.
В 1921-м году уехал из Москвы, работал инженером. Репрессирован в 1936-м. После освобождения в середине 50-х возобновил занятия литературой.
Умер в Херсоне в 5 ноября 1978 г.
СТИХИ
ТРИОЛЕТ |
Для вас, неги южного неба,
Слагаю я гимны при вьюге…
— «… Там ярко пылали колеса у Феба
Для вас — неги южного неба…»
На севере вы для меня эхо неба,
Как были вы небом на юге…
— «… Там ярко пылали колеса у Феба
Для вас — неги южного неба…»
1913
ЛЕТАНА |
И.В. Игнатьеву |
Уверхáю лёто на мурáвой,
Крыло уверхаю по зеленке.
Сторожую Лёто-дом горавый…
Дéрзо под рукой каленки…
Лёто-дом сторожкий, чáсый —
Круговид — не сной глаз —
Пеленит пеленко газой,
Цветой соной Летка нас…
Уверхаю лёто! Крыло уверхаю!..
1913
МУРАВАЯ |
Эскизев |
Крик…
Блик…
Да двадцать улик…
Трáвой отравой —
Зеленко-мурáвой…
1913
НА ВОЗЛЕ БАЛ |
Слезетеки невеселий заплакучились на Текивой,
Борзо гагали веселям — березячьям охотеи —
Веселочьем сыпало перебродое Грохло
Голоса двоенились на двадцать кричаков —
Засолнко на развигой листяге —
Обхвачена целовами бьется ненасыта, —
И вы понимаете ли в этом что-нибудь:
Слезетеки эта — плакуха — извольте — Крыса…
1913
АЗБУКА ВСТУПАЮЩИМ |
Посолнцезеленуолешьтоскло
перепелусатошершавит
Осиянноеосипоносит
Красносерпопроткнувшемужаба
Кудролещеберезевеньспойь
переспойулетилосолнцемъ
Нассчитаютъдураками
амыдуракилучшеумныхъ.
1913 г. по Р.Х.
Василиск Гнедов
ГЛАС О СОГЛАСЕ И ЗЛОГЛАСЕ
До сих пор плыли на звуках. Стихи и рифмы были звукоколышащимися (музыкальны).
Тысячелетия накренились. Стихи уже изменены, но главным приемом для достижения гармонии остается (музыкальная) рифма. Настоящее заявление заполняет этот пробел и дает новую дорогу в поэзии на тысячи лет. Рифма — звуковой консонанс, кроме нее возможен предлагаемый мною консонанс понятий — рифма понятий. Так же возможны и крайне необходимы диссонансы понятий, которые впоследствии станут главным строительным материалом. Пример: 1) Арабское коромысло над озером дугой… (В. Гнедов). Коромысло — дуга: рифма понятий (кривизна); сюда же — небо, радуга и т.д. 2) Вкусовые рифмы: хрен, горчица, молочай, те же — рифмы горькие. 3) Обонятельные: мышьяк — чеснок, шафран — йодоформ. 4) Осязательные — сталь, стекло и т.д. рифмы шероховатости, гладкости и т.д. 5) Зрительные — как по характеру написания (начертания), так и по понятию: вода — зеркало — перламутр и проч. 6) Цветные рифмы — наиболее наглядные и тонко переплетаемые: с и з цветн<ые> рифмы (свистящие), имеющие одинаковую основную окраску (желт<ый> цвет), к и г (гортанные), ш и щ (шипящие) и т.д., и т.д. Диссонансы: коромысла — смысла, предм<ет> вешеств<енный> и невеществ<енный>, рог и лог есть совпадение звуковой рифмы и понятий и т.д.
ужас!