?>

ГРИГОРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТНИКОВ

Авг 1, 2013

(1894-1971)

Григорий Петников


 

Крыло европейского разума парит над его творчеством…
В. Хлебников

      Григорий Петников родился в Петербурге. В 1905-1913 гг. учился в 3-й харьковской гимназии. Увлекался естествознанием. Учеником 3-го класса отправил восторженное письмо Л. Толстому. В ответ получил визитную карточку писателя с автографом. В 5-6 классах выпускал рукописный журнал «Народы и страны». В 5 классе сблизился с Богданом Гордеевым (Божидаром), под влиянием которого, как вспоминал Петников, он «стал еще больше любить и писать стихи, языками увлекаться, историей русского языка, стихосложением…».
Началом профессиональной литературной деятельности Петников считал 1913 г. В 1912-1913 гг. познакомился в Харькове с будущими футуристами Н. Асеевым и С. Бобровым.
В 1913 г. вместе с Божидаром поступил на филологический факультет Московского университета и одновременно посещал лекции в Народном университете им. А. Шанявского. Но вскоре из-за болезни вернулся в Харьков, где провел большую часть учебного года.
В 1914 г. вместе с Божидаром и Асеевым организовал в Харькове издательство «Лирень», первоначально тяготевшее к объединению «Центрифуга».
После трагической кончины Божидара в 1914 г. прервал учебу в Москве, стал его душеприказчиком и издателем. В этом же году поступил на юридический факультет Харьковского университета, который закончил в 1918 г.
В 1919-1922 гг. учился на литературном отделении Академии теоретических знаний (бывший Харьковский университет).
Будучи практически единоличным руководителем «Лирня», который просуществовал до 1922 г., выпустил около двух десятков книг (своих, Асеева, Божидара, В. ХлебниковаТ. Чурилина и др.)
Как поэт Григорий Петников дебютировал в 1914 г. переводом книги Новалиса «Фрагменты». Был одним из первых в России переводчиком Новалиса.
Оригинальные стихи впервые опубликовал в 1915 г. в совместном с Асеевым сборнике «Леторей» (обложка работы М. Синяковой). В предисловии-декларации, написанном авторами совместно, повторялись некоторые тезисы группы «Гилея». Первые стихи Петникова отличались установкой на новации, экспериментами с «оснасткой слова», тяготением к славянской тематике, и находились под влиянием поэзии Хлебникова.
Весной – летом 1916 г. Петников познакомился с Хлебниковым (сначала по переписке, а затем и лично) и стал его издателем. Хлебников не раз приезжал к Петникову в Харьков, где они вместе затевали различные проекты. Эта дружба, продолжавшаяся по июль 1920 г., во многом определила литературную судьбу не только Петникова, но и Хлебникова. Хлебников впоследствии называл Асеева и Петникова своими «солетниками» (от «леторей»).
Летом 1916 г. Петников выпустил антивоенный манифест Хлебникова «Труба марсиан», под которым стояли имена единомышленников — Петникова, Асеева, художницы М. Синяковой и Божидара (посмертно).
Петников стал одним из первых членов созданного Хлебниковым в феврале 1916 г. в Москве утопического интернационального «Правительства Земного Шара» (другие названия — «Правительство поэтов», «Общество Председателей Земного Шара», «Общество 317-ти»). Вместе с Хлебниковым разработал идею издания этого общества — «Временник», в котором публиковал преимущественно тексты Хлебникова.
В мае 1917 г. Петников и Хлебников приехали в Петербург, где вошли в Блок левых Союза Деятелей Искусства. Октябрь этого года оба провели в Петербурге и Москве, где и встретили революционные события.
После установления в Харькове советской власти с декабря 1918 г. работал в Совете искусств Наркомпроса, занимал редакторские посты в различных харьковских изданиях. В марте 1919 г. переехал вместе с украинским правительством в Киев. Там в конце апреля вместе с О. Мандельштамом, И. Эренбургом, Б. Лившицем, В. Маккавейским и др. принял участие в «Вечере искусств».
Вскоре пошел добровольцем в Красную армию, но после перенесенного тифа демобилизовался.
В эти годы в издательстве «Лирень» вышли книги Петникова «Быт побегов» (1918), «Поросль солнца» (1918), «Книга Марии-Зажги-Снега» (1920). А. Крученых, считавший Петникова последователем «заумной поэзии», пригласил его в совместный с собой и Хлебниковым сборник «Заумники» (М., 1922).
В 1925-1931 гг. жил в Ленигораде, работал в издательстве «Academia», печатал стихи и переводы в журналах «Звезда», «Новый мир», «Огонек». Близко сошелся с представителями художественного авангарда — К. Малевичем, М. Матюшиным, П. Филоновым, Н. Альтманом и др.
Поэтические сборники «Ночные молнии» (Л., 1928) и «Молодость мира» (Х., 1934) ознаменовали поворот к традиционным формам поэзии.
Вернувшись в 1931 г. в Харьков, занимался в основном переводами. В 1937-1958 гг. жил в Малоярославце. В годы войны работал на Северном Кавказе, потом был эвакуирован в Киргизию. После войны переводил сказки братьев Гримм, украинские и белорусские сказки.
В 1958 г. переехал в Старый Крым. В Симферополе были изданы книги его новых стихов — «Заветная книга» (1961), «Утренний свет» (1967), «Лирика» (1969) и др.
Умер Григорий Петников 11 мая 1971 г. в Старом Крыме.


СТИХИ

***

Вот он! Одетый солнцем,
День мой пробеган и выпит.
Кинься росой по кольцам
И, задымившись, выбей

В грозах поющую искру
На облаках и вёслах, —
Это ведь я тебя выдумал,
Выискал этой осенью.

Это теперь ведь наше
Время взнуздать сгоряча,
Всполохом встав на стражу,
Вылюбить бытом в ночах.

Вместе за тучей,
Вместе как сокол
Гнаться и внове выучивать
Эту науку весёлую,

Или, звеня, с разбега
Только по почерку молний
Мы узнаем дорогу,
Скрученную тревогой…
Сентябрь 1915, Красная Поляна

 

РУБЕЖ ВЕСНЫ

Я принимаю синеглазых
Окраин вешних простоту,
И странную вдыхаю ясень
В засеребревшемся листу.

Что это будет — только очерк.
Дивеева скита лазурь,
Иль буйный рост, как живопись, как роща,
Поющая и пьющая грозу.

Какой густой овладевает ветер,
По заводям зацеловав траву,
И чуется, как цепенеет
От марта смерть в падучем покрову.
1915

 

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА

Откуда взявшейся грозы
Предвестьем воздух переполнен —
Её изменчивый язык
В снопах разоружённых молний.

Вон вылилась и залегла
По топоту весенней конницы,
Где мгла каурая паслась
В дремучем одеяньи солнца.

Владеющий оружьем бурь
Любой исполосован молнией,
И проясневший изумруд
Уже клюют литые голуби.

И где начало тучных пущ,
Подгромок сбился в синих пряслах,
И дождь, завечерев за тучей,
Упавшей в облачные ясли,

Вдруг заблестит в повязке веток,
Сырую выжавши лазурь —
И лёгкие вскружают лета
Стрекозы в радужном глазу.
1916, Москва

 

***
В.М. Синяковой

В такую горячую весень,
В такую певучую заросль
Вошла — и раскинула песень
Сплошной зацветающий парус.

И стаей лазурного вымысла
За мной чрез кленовую летопись
Неслись на весны коромыслах
Дремучие скрипы и шелесты.

И в этой распевшейся прелести
Апреля — летучее племя —
Молвой дождевою от ветрости
Срываясь, впивалося в землю.

И там насыщаясь от чар её
Легла в золотистой обнове —
И дней густолистое марево,
Как повесть, как поросль кленовая.
1916

 

ЛИРИЧЕСКИЙ ОТРЫВОК

О, как обуглен ночи очерк,
Ракит кивающего кивера,
И на песке тоскует в поручне
Струя весны, сливаясь ивами.

И вот приходит лунный дивень
Сберечь речную тишину,
И напоить ночною гривой
Дерев волхвующую вышину.

А там —
Тяжелый ток летуний золотых,
То полночи немолчно колыханье,
А ты, дичась опальной теневы
Ко мне слетаешь солнечным преданьем.
<1920>

 

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.