СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
Союз молодежи — объединение художников, возникшее в ноябре 1909 г. в Петербурге. Инициаторами и организаторами «Союза» стали М. Матюшин, Е. Гуро, И. Школьник, Ц. Шлейфер, Э. Спандиков.
Денежные средства для объединения выделил известный меценат, коллекционер и художник-любитель Л. Жевержеев.
«Союз» объединил в своих рядах художников разных направлений, хотя ядро его составляли кубофутуристы. В состав «Союза», помимо организаторов, входили В. и Д. Бурлюки, И. Машков, В. Татлин, М. Ларионов, К. Малевич, Н. Гончарова, Н. Альтман, П. Филонов, П. Кончаловский, А. Экстер, В. Маяковский, И. Пуни и др.
Главной своей целью объединение считало изучение его членами новых направлений в современном искусстве и обмен мнениями по вопросам искусства.
В течение 1910-1913 гг. «Союз» организовал пять выставок в Петербурге и одну в Риге, на которых экспонировались картины всех живописных направлений того времени.
Члены «Союза» также принимали участие в выставке «Ослиный хвост» (Москва, 1912).
Объединение занималось активной издательской деятельностью, выпустив три сборника с одноименным названием и несколько книг, в том числе по теории футуризма, стихи и прозу футуристов (В. Хлебникова, Е. Гуро, Б. Лившица, А. Крученых, Д. Бурлюка, В. Маяковского). Книги печатались под маркой издательства «Журавль», организованного М. Матюшиным и Е. Гуро, и «ЕУЫ», принадлежавшего «Компании футуристов «Гилея», присоединившейся к «Союзу» весной 1913 г.
«Союзу молодежи» совместно с «Гилеей» принадлежит инициатива создания кубофутуристических спектаклей. Летом 1913 г. была предпринята попытка организации театра «Будетлянин», на сцене которого были поставлены два спектакля: трагедия «Владимир Маяковский» с автором в главной роли (оформление О. Розановой, П. Филонова и И. Школьника) и опера А. Крученых «Победа над солнцем» (музыка М. Матюшина, оформление К. Малевича). После постановки спектаклей произошел разрыв между «Союзом» и «Гилеей». Вскоре Л. Жевержеев прекратил оказывать финансовую поддержку объединению, что послужило концом его деятельности.