ТРУДЫ И ДНИ
С прекращением «Весов» и «Золотого руна», а также изменением ориентации «Аполлона» на Вяч. Иванова, для желавших отстаивать идеи высокого символизма практически не оставалось печатного органа. На краткое время им стал журнал «Труды и дни». Уже в 1907 г. Э.К. Метнер задумывает журнал «Мусагет», планы которого несколько конкретизируются в 1909 г., когда прекращаются «Весы». Однако реальные очертания проект обрел лишь в конце 1911 — начале 1912 гг., когда уже существовало издательство «Мусагет» с реальными возможностями финансирования. С самого начала журнал предполагался как орган весьма замкнутого круга писателей, в первую очередь Андрея Белого, А. Блока и Вяч. Иванова. Однако усилиями прежде всего Белого в проект уже при подготовке первого номера были втянуты новые авторы, что с самого начала разрушило предполагавшееся единство позиции.
По первоначальному замыслу, сформулированному Вяч. Ивановым в предисловии «От редакции», «первое, специальное назначение журнала — способствовать раскрытию и утверждению принципов подлинного символизма в области художественного творчества» (1912: № 1. С. 1). Этот «подлинный символизм» определялся прежде всего концепциями самого Иванова (в первом номере журнала были опубликованы его «Мысли о символизме») и Белого (наиболее регулярного сотрудника). В связи с этим русский и западноевропейский символизм как конкретное историческое образование рассматривался лишь как эпизод мировой культуры. Однако столь широкое представление разделялось далеко не всеми даже прежними союзниками, что привело к эзотеричности журнала, а впоследствии и к расхождению между его авторами. Антропософские увлечения Белого и Эллиса решительно отвергались Метнером, Блоку была совершенно чужда кружковая замкнутость (поэтому его сотрудничество ограничилось статьей «От Ибсена к Стриндбергу»), предполагавшееся ограниченное сотрудничество Брюсова не состоялось. «Труды и дни» оказались без сотрудников и материалов, что заставило Метнера фактически прекратить журнал после 1912 г. (за этот год вышло 6 номеров, причем один — сдвоенный) и ограничиться выпуском непериодических сборников под тем же заглавием (один сдвоенный в 1913 г., два — в 1914-1916 гг.). Если в 1912 г. «Труды и дни» еще хоть каким-то образом были связаны с литературной реальностью современности (журнал не печатал художественных произведений, а собственно критический отдел был подчинен рассмотрению общих проблем искусства), то в последние годы они превратились в сугубо научное и мало кому интересное издание, не только печатавшее «своих» (преимущественно молодых писателей, связанных с «Мусагетом», — С.П. Бобров, А.А. Сидоров, С.Н. Дурылин, Н.П. Киселев), но и читавшееся лишь «своими».
Сколько-нибудь серьезной роли в литературном движении эпохи журнал не сыграл. Своеобразным дополнением «Трудов и дней» в деятельности «Мусагета» был философский ежегодник «Логос».