?>

ВАДИМ БАЯН

Янв 9, 2015

(Владимир Иванович Сидоров)

(1880 — 1966)


 

Вадим Баян

Вадим Баян. Рисунок В. Маяковского.

… бессмертен мой жизненный путь!

Вадим Баян

 

 

 

 

 

 

Началась жизнь будущего поэта-футуриста в 1880 году в Таврической губернии, в небольшом селе Нововасильевка. Его отец, агроном, смог дать сыну достойное по тем временам образование, отправив его в реальное училище в Мелитопольском уезде. Окончив заведение, будущий поэт не стал возвращаться домой, а, поработав недолго конторщиком, перебрался в столицу Крыма, город Симферополь, устроившись работать в типографию корректором. Случилось это в 1906 году, в самом начале его поэтической карьеры.
Спустя два года поэта заметили, так как его стихотворение «Два коня» (1908) опубликовали в газете «Тавричанин».
Вадим Баян принимал участие в создании симферопольского литературного объединения, помогающего молодым талантам, в числе которых был и Борис Поплавский.
Вадим Баян был знаком со многими тогдашними футуристическими знаменитостями В. Маяковским, Игорем Северяниным, Д. Бурлюком. Все они участвовали в организованных Баяном поэтических вечерах в Крыму. Вадим Баян был организатором и участником первой олимпиады российского футуризма. При этом поэт ещё и профинансировал это мероприятие, как и часть турне футуристов по югу России в начале 1914 года.Игорь Северянин вспоминал Вадима Баяна периода турне футуристов следующим образом:

«Человек добрый, мягкий, глупый, смешливый, мнящий. Выступал на наших крымских вечерах во фраке с голубой муаровой лентой через сорочку (“от плеча к аппендициту”)».

В 1914 году вышел сборник стихотворений Вадима Баяна «Лирический поток: Лирионетты и баркаролы» (СПб.; М., 1914) с предисловиями И. Ясинского и Игоря Северянина, влияние которого в книге весьма ощу­тимо. «Футуристическая» активность Баяна на этом закончилась, хотя еще несколько стихотворных и прозаических произведений он поз­же опубликовал.

Вадим Баян известен прежде всего своими «космопоэмами» «Вселенная на плахе» (1919—1920) и «По мостовой тысячелетий» (1922). Также он является автором воспоминаний «Маяковский в первой олимпиаде футуристов».

В 1922 году поэт уезжает из Крыма и перебирается в Москву, где начинает больше уделять времени написанию пьес, сценариев, политических скетчей.
Позднее, в 1929 году, Вадим Баян разругался с Маяковским за использование его имени и образа в пьесе «Клоп» в качестве писателя-приспособленца Олега Баяна.

Оставив сочинительскую деятельность в 1930-х, Вадим Баян последние годы своей жизни работал художником-оформителем.
Умер Вадим Баян в 1966 году. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 


 

СТИХИ

Сиреневые хмели
Лунная пьянь
Ожерелье из женщин
У струй Нарзана


 

СИРЕНЕВЫЕ ХМЕЛИ

В моей душе сиреневые хмели…
Я пью любви сверкающий фиал, —
Ты снишься мне на бархатной постели,
Где я дюшес грудей поцеловал.
Твоих очей кинжальных метеоры
Горят опять безумьем и мольбой:
Вздохнул альков, и прошептали шторы,
Как веера сирени голубой…
И я несусь на крыльях сновидений
В миражный мир кудесницы-весны,
Чтоб раскидать, как светозарный гений,
Моей души сверкающие сны.

 

 

ЛУННАЯ ПЬЯНЬ

Твой колет в самоцветных каменьях
Серебрей голубая луна.
Отдохни у меня на коленях
В гармоническом шепоте сна.

Убаюкан твой терем безлюдный.
В нашей горенке — дрема и пьянь.
Я лелею твой сон изумрудный,
Опустив золотистую ткань.

 

 

ОЖЕРЕЛЬЕ ИЗ ЖЕНЩИН

Я жестоким презреньем увенчан,
Но бессмертен мой жизненный путь!
Я сплету ожерелье из женщин
На свою упоенную грудь!

Я создам величавую чару,
Ожерельем ее обовью;
Я любовь превращу в Ниагару,
Я любовью весь мир оболью!..

На венце светозарном и гордом
Загорится надменный брильянт
И миры мне ответят аккордом
На гремящий каскадный талант.

<1914>

 

 

У СТРУЙ НАРЗАНА

 

Посвящаю Игорю Северянину

У струй хрустального Нарзана,
В железной урне черных гор,
Очам угрюмого баяна
Явилась ты, как метеор.

 В твоих кудрях цвела фиалка,
В глазах тревожились огни,
И опьянила, как русалка,
Ты мне сверкающие дни.

Я утонул в кудесных чарах
Экзальтированной любви,
Душа взмятежилась в пожарах
С тобой, принцесса, визави…

 Как сны, умчались дни Кавказа
За рубиконы бытия
И чар безумного экстаза
С тех пор не вспомнил больше я.

И только здесь, в долинах Крыма,
У цветоносных росных гор,
В душе поэта-пилигрима
Ты пронеслась, как метеор!..

<1914>

 

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.