?>

ИМАЖИНИЗМ

Июл 29, 2013

Одним из направлений русского литературного авангарда стал возникший в первые послереволюционные годы имажинизм (от лат. — imagо — образ). Название восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. Элиот, Р. Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи З. Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915).
Основателями направления, именовавшими себя «Верховным советом Ордена имажинистов», стали поэты А. МариенгофВ. ШершеневичС. ЕсенинРюрик Ивнев, художники Г. Якулов и Б. Эрдман. В январе 1919 г. они изложили принципы нового, альтернативного футуризму направления в «Декларации», опубликованной в воронежском журнале «Сирена» (1919, N 4 от 30 января) и газете «Советская страна» (10 февраля 1919 г.). 29-го января 1919 г. в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. Вскоре к группе присоединились И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман и Н. Эрдман.
Предпосылками платформы этой группы были еще дореволюционные статьи В. Шершеневича, в которых он размышлял о роли образа, о «толпе образов» как основе современного по своей сути поэтического произведения. В мае 1918г. заявила о себе созданная Мариенгофом в Пензе (вскоре он переехал в Москву) имажинистская группа, выпустившая альманах «Исход». Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества, по его собственному признанию, «с самых первых шагов самостоятельности <…> чутьем стремился к тому, что нашел более или менее осознанным в имажинизме» (хотя в дальнейшем и полемизировал со своими более радикальными соратниками).
Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система). По сути в этом ничего особенно нового не было. Образ как прием художественного творчества широко использовался и прежде не только футуризмом, но и символизмом. Романтический аморализм проповедовали русские модернисты старшего поколения (Брюсова, Бальмонта), заимствовавшие его, в свою очередь, у «проклятых поэтов» и Ницше. Новым фактически было то, что имажинизм стал одним из самых молодых (и, пожалуй, последним из влиятельных в серебряном веке) авангардистских литературных направлений.
Творческая деятельность имажинистов, в отличие от большинства других, основывалась на солидном материальном фундаменте. В сентябре 1919 г. Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и несколько близких имажинизму людей (среди них — убийца германского посла Мирбаха Я. Блюмкин и завхоз «Стойла Пегаса» А. Силин), а утвердил его нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 г. председателем «Ассоциации» был избран Есенин. В уставе говорилось: «Ассоциация <…> есть культурно-просветительное учреждение, ставящее себе целью духовное и экономическое объединение свободных мыслителей и художников, творящих в духе мировой революции.»
Создание «Ассоциации» позволило открыть при ней несколько коммерческих предприятий. К концу года начали работать оформленное Якуловым литературное кафе «Стойло Пегаса», и два книжных магазина, в которых работали сами поэты, — «Книжная лавка художников слова» и «Лавка поэтов» с «Бюро газетных вырезок» при ней. Когда в 1922 г. «Стойло» прекратило свое существование, появилось кафе-столовая «Калоша», а затем — «Мышиная нора». «Ассоциации» принадлежал также кинотеатр «Лилипут». Средства, которые в годы «военного коммунизма» давали поэтам эти заведения, не только помогали им выжить, но и шли на нужды «Ордена», прежде всего на издание книг.
Прочные позиции были у имажинистов во Всероссийском союзе поэтов, в создании которого значительную роль сыграли Рюрик Ивнев и Шершеневич. Оба затем председательствовали там, а Есенин, Грузинов и Ройзман входили в президиум.
Испытывая трудности с публикацией собственных поэтических сборников в Госиздате, имажинисты открывают собственные издательства — «Чихи-Пихи» и «Сандро», которыми руководил Кусиков, а также «Плеяда». Но основным становится издательство «Имажинисты», за четыре года своего существования выпустившее более 40 книг. В 1922 г. имажинисты основали собственный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», просуществовавший три года (вышло всего четыре номера).
Свои идеи имажинисты пропагандировали также на многочисленных выступлениях. В 1919 г. они вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране. В Москве вечера с участием имажинистов проходили в «Стойле Пегаса», в кафе Союза поэтов «Домино», Политехническом музее и других залах.
Отчасти взяв на вооружение манеру поведения футуристов, имажинисты постоянно — особенно в первый период — организовывали различные групповые акции, такие как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой и т.д., имеющие своей целью не только саморекламу, но и выражавшие протест против усиливавшегося давления власти. С этим связана и их критика «государственного искусства» — Пролеткульта, журнала «На посту», ЛЕФа, стремившихся к контакту с государством.
Идеи «Ордена» нашли своих последователей и в других городах — Казани, Саранске, Петрограде, где создавались имажинистские группы.
Первой потерей «Ордена» был отъезд в 1922 г. за границу Кусикова. В 1924 г. от имажинизма отмежевались Есенин и Грузинов. К этому времени Н. Эрдман, увлекшийся театром, уже не принимал активного участия в деятельности группы. Да и Мариенгофа с Шершеневичем все больше поглощала работа для театра. Ройзман обратился к прозе. На уход в другие области литературы повлияло, безусловно, помимо субъективных причин, ощущение всеми членами «Ордена» «общего кризиса поэзии» в стране. Летом 1927 г. «Орден имажинистов» был ликвидирован.

Тэги

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.