Музей
В год двухсотлетнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина в доме, где с 1910 по 1924 годы жил поэт, писатель, критик, филолог-пушкинист Валерий Яковлевич Брюсов, Государственный Литературный музей открыл экспозицию «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века». Впервые в России создан музей, дающий комплексное представление о культурной жизни рубежа ХIХ-ХХ веков.
Музей включает в себя историко-литературную экспозицию и мемориальный кабинет В. Я. Брюсова, восстановленный по архивным фотографиям и воспоминаниям современников.
Серебряный век — один из самых драматичных периодов в истории русской культуры. В очень короткий срок, в течение всего двух-трёх десятилетий проходит стремительный процесс переосмысления эстетических и мировоззренческих идей. Поражает интенсивность и напряжённость творческого поиска художников, писателей, поэтов, философов, музыкантов и театральных деятелей. Небывалый энтузиазм и увлеченность рождают яркие произведения, отмеченные смелостью мысли и силой чувств.
В образный мир эпохи посетители попадают уже при входе в музей. Экспозиционными стали и гардероб, и холл перед кабинетом Брюсова. Особый эмоциональный фон создают серебряные просторы зеркал и пышная зелень экзотических растений. Бронзовый светильник начала XX века в виде юноши, держащего факел, украшает мраморную лестницу.
Пройдя по залам, гости брюсовского дома получат возможность не только познакомиться с уникальными материалами из коллекции Государственного Литературного музея, но и перенестись в атмосферу того времени. Почувствовать сложный, насыщенный многообразными стилистическими течениями художественный процесс позволяет интерьерное решение залов. Художник экспозиции А. А. Тавризов использовал в оформлении витрин декоративные элементы модерна, классицизма и авангарда.
Прекрасные, одухотворённые лица писателей и поэтов смотрят с портретов В. Серова и Н. Малютина, Л. Пастернака и Е. Лансере, Н. Кульбина и Л. Бруни. Портретную галерею музея украшают такие несомненные живописные шедевры, как «Портрет В. Ф. Ходасевича в кресле» Валентины Ходасевич, «Портрет Анны Ахматовой» Александра Осмёркина, «Портрет М. Волошина» Бориса Кустодиева, «Портрет Ларисы Рейснер» Василия Шухаева. Тонким психологизмом и проницательностью отмечены карандашные портреты А. Блока и Андрея Белого, созданные Т. Гиппиус и Л. Бакстом. Иконографию литераторов Серебряного века дополняют скульптурные бюсты М. Цветаевой, Б. Пастернака, С. Есенина, шаржи и фотографии.
Поистине бесценной является представленная в экспозиции коллекция графических и живописных работ. Пейзажи, натюрморты, жанровые и декоративные композиции В. Поленова, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова, К. Петрова-Водкина, С. Судейкина, Д. Бурлюка, Н. Гончаровой, В. Татлина, театральные эскизы М. Добужинского, К. Малевича, О. Розановой, В. Маяковского отражают пёструю картину чувств и настроений русской интеллигенции в канун Мировой войны и революционных потрясений.
Литературная жизнь эпохи была сосредоточена вокруг издательств и редакций журналов. Так, рупором символизма стал журнал «Весы». В экспозиции представлен фрагмент редакционного интерьера.
Пафос творческого обновления коснулся практически всех сфер искусства, в том числе и книжного дела. Книги, выпушенные издательствами «Скорпион», «Гриф», «Оры», «Шиповник» были интересны не только своим содержанием, но и оформлением. Нестандартное визуальное решение обложек, смелые шрифтовые эксперименты, непривычные форматы и объёмы изданий должны были, по мнению художников, акцентировать новизну и оригинальность предлагаемых публике текстов. Самые радикальные шаги в книгоиздании были предприняты футуристами, провозгласившими ценность «самовитого слова»; согласно их представлениям, только рукописная книга могла восстановить непосредственную связь между автором и текстом.
Первоиздания книг Вл. Соловьева, В. Брюсова, Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, С. Соловьёва, Вяч. Иванова, Ф. Сологуба, В. Розанова, М. Кузмина, А. Ахматовой, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, Г. Иванова, М. Цветаевой, В. Маяковского, Велемира Хлебникова, Д. Бурлюка и других представителей русской литературы начала XX века представлены в витринах музея с исчерпывающей полнотой.
Важное место в жизни художественной интеллигенции того времени занимал театр. Пьесы А. Чехова и Л. Андреева, М. Горького и А. Блока в постановках Московского художественного театра, под руководством К. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имели широкий отклик. Бурную реакцию вызывали представления авангардистских пьес В. Маяковского и А. Кручёных, режиссёрские поиски Вс. Мейерхольда. О споре традиции и эксперимента на театральных подмостках рассказывают материалы «Театрального зала» экспозиции: афиши, фотографии, открытки, эскизы костюмов и декораций.
Новое не рождается на пустом месте. Для деятелей культуры начала XX века опыт двух предшествующих столетий, так называемого «петровского периода» русской истории, был предметом пристального интереса. Открытие первого памятника Пушкину в Москве в 1880 году и знаменитая «Пушкинская речь» Ф. М. Достоевского, Пушкинский юбилей 1899, разгоревшаяся вокруг него полемика между Вл. Соловьёвым и В. Розановым вывели фигуру Пушкина, наравне с Петром I, на первый план идейных и эстетических баталий. Дело доходило до того, что футуристы призывали «сбросить Пушкина с корабля современности». И это было не только вызовом XIX веку, но, в первую очередь, современникам — как продолжателям реалистической линии в искусстве, так и символистам, относившимся к Пушкину с благоговением и считавшим его в числе главных своих предшественников.
«Пушкинская тема» нитью проходит через всю экспозицию. Она берёт свой исток в «Пушкинском зале», неслучайно расположенном в светлом «фонаре» брюсовского особняка, и лучами расходится во все стороны, связуя строгий «академизм» Брюсова, религиозно-философскую восторженность Д. Мережковского, почтительное внимание участников телешовских «Сред», изысканную строгость «царскосёлов» Анненского и Ахматовой, «бурю и натиск» «будетлян».
Трагическим эпилогом звучат строки последнего блоковского стихотворения «Пушкинскому дому», автограф которого завершает экспозицию:
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
«Отодвинутый в «дым столетий», Пушкин восстанет там гигантским образом, — пророчески писал в 1921 году в эссе «Колеблемый треножник» Владислав Ходасевич. — Национальная гордость им выльется в несокрушимые, медные формы, — но той непосредственной близости, той задушевной нежности, с какою любили Пушкина мы, грядущие поколения знать не будут. Этого счастия им не будет дано. Лицо Пушкина они уже не увидят таким, каким мы его видели. Это таинственное лицо, лицо полубога, будет меняться, как порою кажется, будто меняется бронзовое лицо статуи. И кто знает, что прочитают на нём грядущие люди, какие открытия сделают они в мире, созданном Пушкиным? Быть может, они разгадают то, чего мы не разгадали. Но многое из того, что видели и любили мы, они уже не увидят».
Авторы экспозиции «А. С. Пушкин и русская литература Серебряного века» — научные сотрудники Государственного Литературного музея Е. Д. Михайлова, М. Б. Шапошников, Н. А. Виноградова, И. А. Гладыш, — принимавшие участие в отборе материалов сотрудники фондовых отделов, творческий коллектив художников и реставраторов приложили все усилия, чтобы россияне уже нового, XXI века смогли почувствовать ту кровную связь времён, о которой писал Ходасевич и без которой невозможно существование национальной культуры.
Автор текста: П. Фокин. Фото: М. Абрамов, А. Колосов
Часы работы:
Вторник, четверг, суббота — с 11.00 до 17.00;
среда, пятница — с 14.00 до 19.00;
воскресенье, понедельник — выходные дни
Тел. (495) 680-8683